Практически каждая третья семья имеет перфоратор для исправления бытовых неполадок в доме или квартире, мелкого ремонта, строительства, других повседневных нужд. Этот инструмент нельзя отнести к таким, которые используются регулярно. И все-таки он должен быть под рукой в исправном состоянии, в особенности у хозяев частных домов, таунхаусов и дачных участков. Тем не менее, часто случается, что электроприбор вышел из строя в процессе работы или хранения. Что делать: везти в ремонт, чинить самому или заменить на новый? Для начала необходимо разобраться в возможных причинах поломки и выяснить, можно ли устранить их без помощи мастера (или даже с помощью такового) и будет ли это экономически оправдано. Порой действительно проще купить новый инструмент, в частности, если перфоратор:
- ломается не в первый раз за последние 2-3 месяца;
- используется на протяжении довольно длительного периода с заменой всевозможных механизмов на новые;
- вышел из строя из-за серьезной неполадки внутри двигателя (мотора), ремонт которого всегда будет очень недешевым удовольствием.
Если же вышеперечисленные причины исключены, перфоратор, скорее всего, вполне ремонтопригоден. Хорошая новость заключается в том, что большинство неполадок можно устранить самостоятельно. Конечно, для этого понадобится кое-какой нехитрый инструмент и навыки работы с электроприборами. Перво-наперво придется определить, в чем состоит поломка. Если с этим возникнут затруднения, однозначно придется воспользоваться услугами сервисного центра.
Возможные причины поломки перфоратора
Две основные системы перфоратора - электрическая и механическая - составляют практически весь его механизм. Наиболее современные и продвинутые модели имеют еще целый комплекс дополнительных элементов, как-то: пылесос, рычаг переключения режимов работы, предел глубины и прочие. Последние, в определенных условиях, могут отрицательно влиять на качество работы перфоратора и комфорт работника. Но совершенно вывести электроинструмент из строя они обычно не могут. Другое дело - неполадки в электрической части или механике.
Устранение поломок в комплексе электроустройств перфоратора
К электроустройствам перфоратора относятся:
- электрический шнур, подающий ток для пуска двигателя;
- кнопка запуска двигателя;
- собственно сам мотор;
- конденсатор;
- дроссели;
- механизм управления работой мотора.
Наименее значительными и легко устранимыми считаются сбои в работе первых двух деталей. Распознать их довольно легко, поскольку вследствии их поломки перфоратор просто не включается.
Если из строя вышел электрический шнур (оборван, перебит, повреждена изоляция), его достаточно соединить, скрепить и тщательно заизолировать. В некоторых случаях проще заменить провод на новый.
Когда не работает кнопка запуска работы перфоратора (обозначена как “Пуск”, “Power”, “On/Off”, “Start”), скорее всего, необходимо прочистить контакты - они могли засориться мелкой строительной пылью или окислиться. В обоих случаях - с электрошнуром и кнопкой запуска в первую очередь следует проверить подачу тока и исправность автомата, и только потом проверять сами детали перфоратора. В идеале для этого необходимо воспользоваться тестером - это сэкономит время и убережет от ошибочно установленного “диагноза”.
Конденсатор и дроссели в случае поломки, как правило, подлежат замене на новые. Без них можно обойтись, подключив двигатель напрямую, но поступать так можно только в случае, если осталось совершить буквально несколько завершающих, так сказать, штрихов. Суть конденсатора и дросселей заключается в защите двигателя от чрезмерных нагрузок. Если убрать эти защитные элементы, мотор быстро износится и испортится.
Порой случается, что произошел прорыв обмотки. Ее в таком случае придется перематывать заново, но это лучше доверить специалистам. Что же до двигателя и устройства управления, то здесь неполадки могут быть очень серьезными. Поэтому без наличия специальных навыков и опыта лучше самостоятельно их не ремонтировать. Особенно это касается случаев, если вы почувствовали резкий запах гари, увидели дым или искры, летящие от перфоратора во время работы. Это говорит либо о том, что перегорело устройство управления мотором, либо о других серьезных проблемах.
Искры могут свидетельствовать и о полном износе щеток. Заменить их совсем несложно, это вполне можно сделать самому. Необходимо снять старые и закрепить новые согласно инструкции. Но бывает, что после отсоединения щеток вы видите их во вполне пригодном, неизношенном состоянии. Тогда, скорее всего, искры появились как следствие попадания влаги на поверхность якоря и щеток. Отсоединенные щетки при таких обстоятельствах рекомендуется проветрить, высушить и установить на место.
Вероятно также, что якорь и щетки окажутся сухими, и такие приемы не помогут. Значит, следует пройтись по поверхности якоря спиртовой салфеткой или плотным ластиком. Искры часто говорят о его окислении, что негативно сказывается на контактах - отсюда и искры.
Запах гари и дым тоже не всегда связаны с устройством управления двигателя. Возможно, произошло замыкание в самом моторе. Допустима также вероятность того, что дым вызван чрезмерным трением щеток о поверхность якоря. В результате он может повредиться, покрывшись зазубринами и царапинами.
Поломки механического устройства перфоратора и советы по их ремонту
Что касается механики, то здесь, как правило, неполадки более очевидны, хотя и не все. К тому же это не значит, что справиться с ними легче. Наиболее распространенными являются такие сбои в работе перфоратора:
- Во время рабочего процесса слышны резкие “царапающие” звуки, скрежет, потрескивание. Это говорит о том, что во внутреннее устройство перфоратора попала мелкая каменная крупа, пыль, грязь. Его нужно разобрать и тщательно смазать. При этом не рекомендуется менять смазочные жидкости. Здесь приветствуется постоянство на протяжении всей работы конкретного инструмента.
- Двигатель перфоратора работает, но ударный механизм не функционирует. Скорее всего, вы имеете дело с износом переключателя режимов работы инструмента. Либо его придется ремонтировать (заменить отросток фиксатора), либо полностью поменять на новый.
Есть и менее распространенные поломки механики. К ним относятся, в частности, помехи в работе редуктора. Возможно несколько сценариев:
- вышел из строя и подлежит замене подшипник или место его фиксации - вот здесь придется раскошелиться, так как износ посадки подшипника требует полной замены корпуса инструмента;
- стерлись редукторные шестерни - такую аварию устранит их замена.
Помимо перечисленных выше, вероятны такие неисправности, как подтекание масла из-за испорченного сальника, трещины в бойке или компрессорном кольце, патроне. Все эти элементы в случае износа придется заменить на новые, они неремонтопригодны и являются расходными запчастями. Но своевременная профилактика, чистка и смазка перфоратора позволят существенно продлить срок их службы.
Профилактические мероприятия по уходу за перфоратором
Существует два типа профилактических действий, направленных на увеличение периода службы электроинструмента:
- постоянные;
- периодические.
К постоянным мероприятиям относят те, которые должны быть произведены каждый раз до начала работы и сразу по ее окончании. Сюда причисляют:
- Тщательный осмотр всех элементов перфоратора перед включением. Если инструмент слишком запылен или на нем присутствует влага, следует еще до начала работ почистить перфоратор и просушить щетки.
- После этого (до того, как перфоратор начнет работать) следует позаботиться об уменьшении ударной нагрузки на боек. Для этого нужно смазать долото или сверло.
- По окончании работы обязательно произвести регулярную чистку и повторный осмотр перфоратора.
Периодические процедуры по уходу за инструментом проводятся в среднем раз в 6-7 месяцев. К ним относятся проверка состояния щеток и их замена на новые в случае износа, а также смазка внутренних частей перфоратора для защиты от попадающей в корпус грязи и мелкодисперсной каменной породы.
Помимо прочего, не стоит забывать о правилах безопасного обращения с электроперфоратором. Нарушение даже самых простых мер предосторожности грозит полной и бесповоротной поломкой инструмента, не говоря уже о том, какой вред это может принести работающему с ним человеку и окружающим. Рекомендации по правильному хранению и использованию перфоратора подчеркивают, что он должен храниться внутри отдельного ящика или специального кейса в сухом и чистом месте, а транспортироваться исключительно после тщательного уплотнения внутри ящика во избежание появления повреждений от ударов при перевозке.
Делаем выводы
Как видите, ремонт перфоратора своими руками возможен в большинстве случаев, если они не были запущены, и хозяин либо кто-то из рабочих обладает необходимыми знаниями для ремонта электрических устройств и инструмента. И все же, когда ситуация спорна, и неизвестно, в чем конкретно заключается поломка, лучше обратиться в фирменный сервис или к знакомому мастеру.
Не забывайте о том, что каждое изделие имеет инструкцию, которую необходимо хранить и к которой следует обращаться во время ремонта. Будьте аккуратны во время работы, используйте перфоратор строго по назначению и не передавайте для эксплуатации лицам, в добросовестном отношении к инструменту которых вы не уверены. Тогда перфоратор прослужит долго и качественно, и не придётся искать запчасти для перфоратора, а вам обеспечены удовлетворение и гордость своими результатами после каждой выполненной, пусть даже самой непростой, работы!